Сердечный генератор

1091

Андрей Михайлович Сердюк исследовал вопросы биологического влияния электромагнитной энергии антропогенного происхождения на организм, зависимость здоровья населения от этого воздействия. Разработал концепцию гигиенического регламентирования для населения, проживающего возле источников электромагнитного излучения.

Значительная часть изысканий Андрея Михайловича посвящена взаимозависимости глобальных проблем современности: научно-технического прогресса, экологии и здоровья человека. Он научно обосновал необходимость внедрения медико-экологического и социально-гигиенического мониторинга в стране. Плановое управление качеством среды обитания людей считает одной из доминант гармоничного развития общества.

Инициатор создания Межведомственного центра медицинской генетики Минздрава и НАНУ, разработчик государственной программы «Защита генофонда Украины».
Много лет посвятил изучению эколого-гигиенических аспектов аварии на ЧАЭС, исследовал воздействие радиационной ситуации на окружающую среду и здоровье населения, разработал систему гигиенической оценки прогнозирования и предупреждения техногенных рисков. За цикл работ, посвященных радиационной защите населения, был удостоен Государственной премии Украины в области науки и техники в 2004 г.

1987—1990 гг. — первый заместитель министра здравоохранения УССР, 1994—1996 гг. — первый заместитель, исполняющий обязанности министра здравоохранения Украины, 1996—1999 гг. — министр здравоохранения Украины.

Зампредседателя Комиссии по биобезопасности и биологической защите при СНБОУ, зампредседателя Национальной комиссии по радиационной защите при ВР, председатель Координационного совета АМНУ по вопросам реализации научной части межотраслевой комплексной программы «Здоровье нации».

Принимал активное участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, координируя медицинские аспекты, связанные с радиационной катастрофой. Под его руководством около 700 тыс. чел., вывезенных с загрязненных территорий, были направлены в южные и западные регионы страны.

Аргументированно опровергает тезис о «неудовлетворительном здравоохранении в СССР»: «Таким, чтобы оно удовлетворяло потребности всего населения, его не сделала ни одна даже самая богатая страна — в США тоже звучат постоянные упреки по поводу медицинских реформ Обамы. Реформы украинскому здравоохранению, бесспорно, нужны, но мы не должны сводить их к изменению статуса определенных больниц, к оптимизации тех или иных направлений…»
Участвовал в совместных исследовательских проектах с учеными России, США, Германии, Японии, Швеции, Польши… В первые месяцы после избрания в 2011-м президентом НАМНУ (из 93 голосовавших — лишь 5 против) сказал в интервью «2000»: «Академия должна своей деятельностью показать, что время прозябания кончилось».

И это все о нем

КОМИСАРЕНКО Сергей Васильевич, академик-секретарь отделения биохимии, физиологии и молекулярной биологии НАНУ, член президиума НАМНУ, директор Института биохимии им. Палладина НАНУ, академик НАН и НАМНУ:
— Выбор Андрея Михайловича Сердюка президентом НАМНУ был совершенно правильным. На мой взгляд, Сердюк был не только лучшим, но и единственным кандидатом, который полностью соответствовал необходимым критериям. Он удачно сочетает в себе лучшие человеческие качества (и я не напрасно начал именно с этого) и опыт глубокого ученого-медика (он успешно руководит крупным и важным научным институтом), а также доскональное знание системы здравоохранения страны, отличным организатором которой он был многие годы. Убежден — в длинном списке министров здравоохранения независимой Украины он был лучшим (о действующем министре говорить неделикатно).

Напомню, что еще недавно Национальная академия медицинских наук находилась в «разрушенном» состоянии. Ее президиум практически никогда не собирался, руководство было авторитарным и единоличным, отсутствовали даже намеки на демократизм и коллегиальность, а принимаемые решения, в том числе и при выборах в академию, часто были лишены здравого смысла.

С избранием Андрея Михайловича работа академии, и прежде всего ее президиума, наладилась, за образец во многом взята Национальная академия наук Украины. Заседания президиума проходят регулярно, наряду с организационными вопросами обсуждаются актуальные научные проблемы. В заседаниях задействованы директора практически всех институтов НАМНУ, и научная медицинская общественность стала значительно активнее участвовать в работе академии.

Я знаю Андрея Михайловича много лет. Встречался с этим замечательным человеком еще до того, как он стал министром. Например, на конгрессе ВФУМС (Всемирная федерация украинских медицинских сообществ) в 1990 г. в Киеве — первом, который проходил не за границей. У меня хранится фотография, когда в перерыве между заседаниями мы обсуждаем его работу. Мы — это (справа налево) первый замминистра здравоохранения УССР (см. фото вверху) Андрей Михайлович Сердюк, министр экологии УССР, он же ученый-медик, замечательный писатель и впоследствии выдающийся дипломат Юрий Николаевич Щербак, а также ваш покорный слуга, в то время зампредседателя Совета Министров УССР по гуманитарным вопросам.

Неоднократно встречался я с Андреем Михайловичем и когда работал послом Украины в Великобритании. Он приезжал в Англию и в командировки, и для совершенствования в английском языке. Когда я посещал его на курсах английского, это вызывало большое неудовольствие преподавателей — они держали своих «воспитанников» в атмосфере полного погружения в английский язык, а мы говорили на родном.

Считаю, мы плодотворно работали (и продолжаем работать) вместе в Комиссии по биобезопасности и биозащите при СНБО Украины, где он — мой заместитель. Теперь, когда меня избрали членом президиума НАМНУ (я отвечаю за сотрудничество двух национальных академий), мы видимся чаще, на заседаниях. И это сотрудничество может быть крайне полезным и для медицинской науки, и для практического здравоохранения.

АНТИПКИН Юрий Геннадьевич, академик НАМНУ, директор Института педиатрии, акушерства и гинекологии:
— Хотел бы отметить вклад Андрея Михайловича в близкую мне медицинскую отрасль. Напомню, что Сердюк имел прямое отношение к созданию нашего института в Киеве, курируя его строительство и ввод в эксплуатацию.

И сегодня он уделяет ему первостепенное внимание. Именно при нынешнем президенте НАМНУ мы получили уникальное современное оборудование, позволяющее проводить и диагностику, и лечение тяжелейших патологий.

Андрей Михайлович — инициатор госпрограммы «Здоровье нации», и вместе со специалистами его института (где разрабатываются различные гигиенические нормативы) мы выполнили ряд профилактических программ, касающихся одной из самых насущных проблем — здоровья школьников. В тех школах, где гигиенисты совместно с педиатрами апробировали эти программы, число здоровых детей увеличилось на 35%.

Сегодня весь мир занимается вопросами перинатальной медицины, что позволяет снизить смертность и заболеваемость матерей и детей. И академия под руководством А. М. Сердюка стала организатором в создании региональных центров по всей Украине. Сложные проблемы (связанные с тяжелым протеканием беременности, лечением детей с пороками развития) по распоряжению президента НАМНУ стали решаться не только Институтом педиатрии, а коллегиально — с участием специалистов ведущих институтов академии — кардио-, нейрохирургии и др.

ФЕЩЕНКО Юрий Иванович, академик НАМНУ, директор Института фтизиатрии и пульмонологии им. Яновского:
— Об Андрее Михайловиче Сердюке надо говорить как о специалисте с богатейшим опытом работы.
В нашем институте некоторые здания построены еще в начале ХХ в., и, например, пищеблок со времени его запуска — т. е. с 1910-го до 2011 г. — вообще капитально не ремонтировали. Только после того как А. М. Сердюк возглавил НАМНУ, благодаря его настойчивости нам выделили финансирование на капремонт.
Андрей Михайлович всегда найдет выход из ситуации. И это касается не только сферы здравоохранения и науки. Он очень энергичный человек и не привык накапливать проблемы и ждать, когда, как говорится, вопрос «созреет».

Он безотказен, и если есть возможность помочь, он этой возможностью обязательно воспользуется. Никаких трудностей, чтобы попасть на прием к президенту НАМНУ, как было до него, теперь нет. Обратился, позвонил — через час можешь приходить, если президент на месте.
Не держит камня за душой, не играет в подковерные игры, в конфликтных ситуациях, скажем, требующих смены руководителя того или иного института, всегда предоставляет полную информацию.

Прежний президент сам определял, кого избирать, чтобы подписать контракты, с кем на год, с кем на три. Теперь кандидатуру на должность директора выносит коллектив института, и путем голосования определяется наиболее достойный. Предшествует избранию проверка института и отчет директора о проделанной работе.

Замечу, что Андрей Михайлович возглавил НАМНУ в очень сложный период. Обратите внимание на происходящее в России, Казахстане. В РФ академия медицинских наук вливается в состав РАН, а та, в свою очередь, передает систему управления в президентскую администрацию. А в Казахстане несколько лет назад были ликвидированы и медицинская, и национальная академии (правда, теперь их восстанавливают, но ломать легче, чем строить заново).

В Украине даже вопрос о подобной реорганизации не ставили, и немалая заслуга Сердюка, что институты, имеющие клинические базы (а это больше половины институтов академии), оказывают высокоспециализированную медицинскую помощь в лечении самых тяжелых болезней и патологий, спасая пациентов, которых в других клиниках не обслуживают, считая безнадежными или из-за финансовой несостоятельности людей.

ВЕСЕЛЬСКИЙ Виктор Леонидович, помощник президента НАМНУ, кандидат меднаук:
— Я познайомився з Андрієм Михайловичем у 1998 р., коли працював на Житомирщині головним лікарем, хірургом. Тоді він був міністром охорони здоров'я і запропонував мені стати своїм заступником.
У тому ж році вперше зібрали всіх головлікарів центральних районних лікарень зі всієї України, і ця солідна нарада була присвячена питанням підтримки системи охорони здоров'я сільського населення. Ця ініціатива А. М. Сердюка закінчилася прийняттям президентського указу і реальною урядовою допомогою.

Він — унікальна людина! Чого вартий тільки досвід, напрацьований за 15 років в ЦК Компартії України (працював заступником відділу охорони здоров'я) в дуже нелегкі часи, коли виникли чорнобильські проблеми та інші, пов'язані з перехідним періодом.

Після приходом Сердюка в Академію меднаук відбулося дуже багато демократичних змін. Переобрано майже 30 директорів з 36, регулярними стали засідання президії академії, вирішується накопичуване довгими роками. Останній приклад — завдяки його наполегливості і витримці знято всі гострі питання щодо лікування хворих на СНIД в Києві. Це людина, яка не боїться брати на себе відповідальність.

Андрій Михайлович ніколи не підвищує тон, не йде на конфронтацію. Так трапилося, що в 2013 р. моя мама зламала шийку стегна, — я без проблем отримав відпустку, а коли повернувся, перше, що він запитав: «Як мама?» Він сприймає як свої проблеми підлеглих, колег, друзів.
Взагалі академії повезло, що її очолює фахівець зі світовим ім'ям, якого шанують і поважають і в країнах СНД, і у світі. Про нього знають і в Кореї, і в Японії, і в Америці…

ЗАБОЛОТНЫЙ Дмитрий Ильич, академик НАМНУ, директор Института отоларингологии им. Коломийченко
— Я знаю Андрея Михайловича около 30 лет. Он человек самых высоких жизненных принципов и правил. Интеллигент. Профессионал.
Где бы ни работал — врачом, в ЦК, в Минздраве, в академии — всегда был в гуще событий. На сегодняшний день подобная активная позиция и, я бы даже сказал, смелость — в большом дефиците.

Старается, чтобы ученые ездили за рубеж, причем обязательно спросит, что с этой конференции можно взять для украинской медицины.
Всем надо поучиться тому, как он делает доклады. Во-первых, чувствуется, что очень серьезно к ним готовится. Они глубоки, насыщены фактажом, но главное — по какой бы проблематике он ни выступал, его всегда слушаешь с неподдельным интересом. Он объясняется на живом языке, а не на закостеневшем языке функционера, как многие специалисты его уровня.

КОЗЯВКИН Владимир Ильич, врач-невролог, директор Международной клиники восстановительного лечения (Трускавец), Герой Украины:
— Андрей Михайлович, что называется, мобилизует на инновационные решения в медицине. Кстати, он буквально на днях был в нашем центре.

А в начале года мы вместе с ним побывали в Японии на очень важных переговорах, которые вылились в проведение научного симпозиума — он сейчас проходит в санатории на Арабатской стрелке, и туда съехались представители 25 стран (в основном из реабилитационных центров), в том числе Австралии и Америки.

Благодаря Андрею Михайловичу в академии создан специальный отдел по научному сопровождению нейрореабилитации.
Хочу отметить исключительную порядочность, благородство и мудрость этого человека.

От слова «сердечный»

Роман БАРАШЕВ, корреспондент «2000»
Иной раз кажется, что украинские ученые уже изобрели «эликсир», позволяющий чувствовать себя 20-летним и в 60, и в 80, и в 99 лет, но в аптеках его почему-то не продают. Быть может, испытывают на себе, выясняя, имеет ли средство побочные эффекты?
Это подозрение возникает у меня всякий раз, когда я по заданию редакции встречаюсь с Андреем Михайловичем (или слушаю его выступление с трибуны).
Всегда подтянут, свеж, энергичен, и самое главное — всегда жизнерадостен. И как, спрашивается, при том комплексе проблем, которые сваливаются на наши головы, и находясь под постоянным прессом недоброжелателей, можно сохранять такую бодрость духа? Не с помощью ли инновационных «таблеток счастья»?
Это, конечно, шутка, но вот в чем я совершенно убежден (хоть на научное открытие претендуй) — что «сердюковский» настрой на жизнь передается всякому, кто общается с Андреем Михайловичем. 10 минут беседы (обычного делового разговора) — и ваше настроение непременно улучшится, посветлеет и внутри, и вовне.

В чем же секрет?

Вероятно, в том, что с ним всегда чувствуешь себя «в своей тарелке», — ну нет у него абсолютно никакого желания ни словом, ни видом показать (как это любят делать многие господа, восседающие в директорских креслах), чей ранг выше, опыт больше, положение круче.
А может быть, секрет в его неподдельной доброжелательности?

Я провел с Андреем Михайловичем несколько интервью, параллельно наблюдая за ним во время неотложных телефонных разговоров, — ему звонят непрестанно. И знаете, во-первых, не приходилось слышать ни одного сердитого разговора, а во-вторых, не было ни одного, который Сердюк не «подкрепил» бы веселой прибауткой и заразительным смехом.

Может, ему и звонят так часто, что воспринимают не как «генерала», а как генератора энергии и идей? Может, оттого и проблемы у многих из нас столь мучительны, что для нашего брата более привычна шевченковская «похмурість», а не сердюковская улыбчивость?
Уверен, если бы хоть половина украинских управленцев относились к миру с той же открытостью и приветливостью, как Андрей Михайлович, а к проблемам — с его решимостью, а не с тягостными раздумьями-тревогами, жилось бы населению здоровее и работалось веселее.

И еще я понял, что фамилия Андрея Михайловича происходит не от слова «сердиться» (как может показаться на первый взгляд), а от слова «сердечный» (что очевидно с первых минут знакомства).
 
Роман БАРАШЕВ
http://2000.net.ua/2000/derzhava/persona/96290