Одна из наиболее обсуждаемых в последнее время тем — медицинская реформа. Равнодушных в этом вопросе нет, поскольку речь идет о нашем с вами здоровье и об экспериментах, которым его подвергают чиновники от медицины.
Пройдясь реформаторским катком по системе здравоохранения и оказания медицинских услуг, добрались до академической науки. С ней тоже решили разобраться радикально, по испытанному революционному принципу: «Отречемся от старого мира!» — и закрыть академии «за ненадобностью». Как подчеркивает президент Национальной академии наук Украины Борис Евгеньевич Патон, «тенденция начинать все сначала — старое разрушим, а потом начнем строить — губительна для страны. Таким образом будет отброшен весь накопленный опыт, традиции, которые в цивилизационном понимании нужно чтить, уважать, продолжать». Встревоженный новациями чиновников ученый встретился с коллегами — именитыми медиками — чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и выработать план действий.
Об итогах этой беседы, о нынешнем положении дел в системе здравоохранения и медицинской науки и о возможных последствиях опасных законодательных инициатив нам рассказали профессор, доктор медицинских наук академик НАМНУ Исаак Михайлович Трахтенберг и доктор медицинских наук профессор Игорь Анатольевич Тарабан.
Вопрос о необходимости совершенствования организации науки — не только медицинской — назрел давно. И прежде всего речь идет об ответственности и роли ученых. Филипп Хэндлер, долгие годы (1969—1981) возглавлявший Национальную академию наук США, сказал: «Меня тревожит легкость, с которой люди, не обладающие достаточной компетентностью, походя расточают проклятия науке, возлагая на нее ответственность за все злоупотребления, проистекающие от нерегулируемого использования техники и технологии». Это высказывание почти полувековой давности актуально и ныне.
В последнее время в СМИ появляются всяческие предложения по организации медицинской науки. То и дело возникают различные проекты решений властных структур на этот счет. При этом игнорируется главное условие любой реформы — не навреди! Сегодня все чаще вспоминается этот призыв мудрых предшественников, глядя на события, которые разворачиваются в стране и в медицинской науке.
Каковы ассигнования, такова и медицина
Общественности и ученым-медикам совершенно непонятно, на чем основано «предложение экспертов» изменить юридический статус Национальной академии медицинских наук. Речь идет о том, чтобы превратить учреждения академии с их клиниками в предприятия, приобретающие в системе госсобственности статус самостоятельных субъектов. Но ведь академия — это самоуправляемое объединение ученых, и кому, как не нам самим, оценивать оправданность тех или иных, особенно радикальных, преобразований!
Несомненно, ученым-медикам никогда бы не пришло в голову превратить клиники, призванные обосновывать методы выявления патологических нарушений в организме человека, в рядовые, к тому же хозрасчетные лечебные структуры. Вопросы, связанные с судьбой научных учреждений, — прерогатива ученых, работающих в них.
Именно поэтому Борис Евгеньевич Патон поддержал инициативу создания Общественного совета по развитию медицинской науки в Украине, в который войдут ведущие ученые из разных регионов страны. Это люди, обладающие многолетним опытом организации отечественной научной деятельности. Разумеется, за ними должно быть решающее слово.
Журналист и общественный деятель А. Пальчевский в программе «Большой вечер» на NEWSONE, 23.09.2019 произнес очень дельные слова: «Нам, украинцам, необходимо создавать советы справедливых старейшин, комиссии по этике», а касательно медицины — «Совет при президенте, назначение которого — реформа нашей медицины». С ним нельзя не согласиться.
Безусловно, наша медицинская наука нуждается в обновлении, оптимизации и модернизации с учетом новых задач и технологий. Прежде всего речь идет о ее материально-техническом обеспечении, которое не соответствует современным требованиям. Здесь уместно вспомнить мудрого Николая Михайловича Амосова, который нередко повторял: каковы финансовые ассигнования, таково и здравоохранение.
Одна из новаций нынешних «реформаторов» от медицины — предложение о преобразовании Академии медицинских наук в Национальный институт здоровья — по аналогии с таким же в США. Однако эта идея совершенно нереализуема в наших условиях. Вполне очевидно, что «новаторы» преследуют цель превратить Академию наук в общественную хозрасчетную структуру. Между тем все понимают, что американский опыт нам не подходит — ни по своей ментальности, ни по тем скудным финансовым возможностям, которыми располагает отечественная медицинская наука. Это общая государственная беда, которую нам надлежит еще не один год преодолевать.
Объективности ради отметим, что нынешнее государственное руководство с первых дней уделяет внимание проблемам научной отрасли. Сразу после инаугурации президент Владимир Зеленский обсудил с академиком Б. Патоном, первыми вице-президентами НАН академиками В. Горбулиным и А. Наумовцем, а также с главным ученым секретарем НАН В. Богдановым перспективы развития науки и помощь, которую может предоставить государство ученым. Участники встречи также обсудили уровень развития отечественной науки, причины оттока молодых ученых за рубеж и возможности заинтересовать их идеей возвращения в Украину.
«У нас непроста ситуація і багато пріоритетів, але я не хочу бути президентом, який говорить, що поки війна не закінчиться, ми нічим не будемо займатися. Проблеми треба вирішувати паралельно, інакше Україна не буде розвиватися», — отметил президент. Отрадно, что Кабинет Министров меняет систему финансирования науки и внедряет современные методы менеджмента научной отрасли.
Кроме того, в августе состоялась встреча академика Патона с главой партии «Слуга народа», нынешним спикером парламента Дмитрием Разумковым, где были обсуждены приоритеты современной отечественной науки. В итоге обсуждения было озвучено единое мнение: реформы здравоохранения и предлагаемые преобразования должны иметь научное обоснование.
Об этом шла речь и на недавней встрече Бориса Евгеньевича с председателем Комитета ВР по вопросам образования, науки и инноваций Сергеем Бабаком. Во встрече также участвовали народный депутат Роман Грищук, главный ученый секретарь НАН Вячеслав Богданов, начальник научно-организационного отдела президиума НАН Олег Кубальский, замдиректора Института электросварки им. Е. Патона академик Игорь Кривцун. Также на совещании имел честь присутствовать один из авторов данной статьи. Обсуждались перспективы развития отечественной науки, улучшения финансового обеспечения научной деятельности.
Не случайно одним из первых вопросов на совещании Б. Патон поставил тему поддержки НАМН и создания Общественного совета по развитию медицинской науки. При обмене мнениями было отмечено, что предложение перенести науку исключительно в университетские клиники сегодня малореально. В странах постсоветского пространства нет еще достаточного опыта выполнения научных разработок в медуниверситетах — так исторически сложилось. Главная проблема вузовской науки — исключительное доминирование педагогической перенагрузки. Поэтому и Борис Патон, и Вячеслав Богданов, ссылаясь на ближнезарубежный опыт, привели убедительные аргументы в пользу концентрации медицинской науки именно в стенах академических институтов НАМН. Представителей парламентского комитета проинформировали относительно готовности академии и в будущем направлять свой научно-экспертный потенциал на обеспечение эффективной работы комитета.
«Особым» в клиниках не место
Президент НАНУ отдельно отметил необходимость в новых условиях обосновать государственную стратегию развития науки, технологий и инновационной деятельности и передал соответствующие предложения для разработки проекта такой стратегии. В завершение встречи ее участники выразили уверенность в оправданности тесного сотрудничества не только для академии, но и для всей отечественной науки в целом.
В нынешнее непростое время НАМН продолжает решать задачи, способствующие эффективному сохранению общественного здоровья. Сегодня НАМН объединяет 36 бюджетных научных учреждений и является высшим научным медицинским центром Украины со статусом самоуправляемой организации, независимой в проведении исследований и в разработке приоритетных научных проблем.
В клиники НАМН имеют свободный доступ для получения медицинской помощи граждане всех регионов. Только в 2018 г. медицинскую помощь в учреждениях академии получили более 820 тыс. больных. Было проведено около 100 тысяч оперативных вмешательств, 60% которых относится к высшим категориям сложности (4-й и 5-й).
В институты НАМН поступают больные с наиболее сложными патологиями. Ведь далеко не все региональные, неспециализированные больницы обладают необходимым современным оборудованием и кадрами достаточной квалификации. Фактов отказа больным по причине того, что в клиниках академических институтов допускают к лечению только неких «особых граждан», практически нет.
Большинство научно-исследовательских учреждений НАМН являются учреждениями клинического профиля и имеют современные мощные клинические базы, где больным оказывается высококвалифицированная специализированная медпомощь. Общий коечный фонд клиник составляет более восьми тысяч единиц (половина из них приходится на хирургические отделения). В институты академии больные направляются на стационарное лечение или на консультацию Министерством здравоохранения, городскими, областными отделениями здравоохранения из всех регионов Украины.
Клиники институтов — это не только лечебные, но и научные подразделения: здесь проводятся научные исследования, направленные на разработку новых и усовершенствование существующих методов диагностики, лечение и профилактику наиболее распространенных болезней. Отделить научную деятельность в институтах от клинической невозможно. К сожалению, вследствие непонимания этого время от времени появляются предложения о том, чтобы наукой в институтах НАМН занимались отдельно, а клиники были бы подчинены Минздраву.
Один из мифов, который недоброжелатели пытаются распространить об академии, что якобы наших ученых в мире не знают, что они, мол, даже не имеют печатных трудов за рубежом. А ведь ежегодно ведущие зарубежные издания публикуют научные статьи украинских ученых-медиков по актуальным проблемам физиологии, эндокринологии, медицинских последствий радиационных воздействий, урологии, кардиохирургии, нейрохирургии, геронтологии, гигиены и токсикологии. Статьи публикуются в рейтинговых англоязычных журналах: Nature, Science, Cell Biology International, American Journal of Physiology, International Journal of Physiology, Cancer, Diabetologia, Journal of Radiation Neuroendocrinology, Experimental Oncology, Medicine Mutation Research, Radiation Research, Japan Journal of Cancer Research, Cancer Research, International Journal of Cancer, Virchow’s Archive, Environmental pathology, Urology, Diagnostic Molecular Pathology, Histopathology, Journal of Urology, Cancer Genomics Proteomics, Experimental Gerontology и многих других.
Научные сотрудники академии — постоянные участники международных всемирных и национальных конгрессов, научных конференций, симпозиумов, проводимых в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Они активно осуществляют международное сотрудничество по широкому кругу приоритетных проблем современной медицины, выполняют совместные научные проекты с такими международными организациями и научными учреждениями, как ВОЗ, Комиссия европейского сообщества, ЮНИСЕФ. Также сотрудничают с Национальным институтом рака, Институтом патологии ВСУ, Колумбийским, Калифорнийским, Иллинойским университетами в США, Уэльским и Кембриджским университетами в Великобритании, Научно-исследовательским центром экологии и здоровья, Вюрсбургским университетом, Университетом им. Гумбольдта в Германии, медицинскими университетами Нагасаки и Осаки, Национальным институтом радиологии в Японии, университетами Неаполя, Милана, Пизы в Италии, Реймсским университетом во Франции и многими другими.
Перегнать по врачам, отстать по больным
Научные разработки академии ежегодно включаются в реестр внедрений в практическую систему здравоохранения, который визируется министром здравоохранения и президентом НАМН Украины. С участием ученых НАМН разработаны и совершенствуются стандарты лечения болезней. Научные сотрудники академии участвуют в разработке нормативных документов для Министерства здравоохранения.
Все это свидетельствует о том, что Министерство здравоохранения должно быть заинтересовано не в разрушении Национальной академии медицинских наук, а в усилении сотрудничества с ней, в содействии развитию медицинской науки. Но для этого нужно видеть ситуацию в комплексе и принимать дальновидные стратегические решения, к которым известные организаторы здравоохранения — приверженцы социальной медицины — обращались не раз.
Сошлюсь на опубликованные еще в 2008 г. полемические заметки Ю. Кундиева «С высоты сломя голову, или Почему реформы здравоохранения неэффективны». В этой публикации обстоятельно аргументировалась необходимость осознания и властью, и медицинской общественностью того, что здравоохранение — это сложная функциональная система. И только строгий системный подход может обеспечить эффективный результат совершенствования и преобразований. Поэтому в организации управления здравоохранением в целом, а особенно в ходе реформирования отрасли крайне необходимо участие специалистов по системному анализу. Нарушение законов, по которым живет любая функциональная система, пагубно сказывается на ее дееспособности, приводя в итоге к ее распаду.
Если мы хотим иметь современное здравоохранение — эффективную профилактику болезней, качественную медицинскую помощь, — мы должны развивать науку, а не экономить на ней. К слову, финансирование науки в Украине (включая медицинскую) за последние 10 лет не превышало 0,45% ВВП, что в пять-шесть раз меньше, чем в развитых странах.
Политический и общественный деятель Дмитрий Спивак в одном из выступлений на телевидении небезосновательно указал, что медицинская реформа, которая сейчас продолжает проводиться в стране, — это псевдореформа. Невозможно поломать одно и не сформировать другое, потому как в этот промежуток времени будут умирать люди. «Украина давно перегнала весь мир по количеству врачей, у нас теперь задание — отстать бы по количеству больных», — резюмировал политик.
Когда речь идет о жизни людей, об общественном и индивидуальном здоровье человека, о его физическом и психическом благополучии, амбиции новаторов не должны брать верх над здравым смыслом. Разумеется, никто не может удержать радикально настроенных инициаторов от предложений каких-то новаций. Но для их внедрения необходима широкая общественная полемика в поисках истины.
До подведения итогов этой общественной полемики следует воздержаться от окончательных решений по проведению каких бы то ни было новаций. Кроме того, целесообразно совместно решить вопрос о конкретных формах, методах и наиболее рациональной практике взаимодействия руководящих и координирующих структур в сфере здравоохранения — Министерства здравоохранения, Национальной академии медицинских наук, комитетов ВР по вопросам здравоохранения, по науке, образованию и технологиям.
В анализе результатов общественного обсуждения должны принять активнейшее творческое участие организаторы здравоохранения совместно с учеными в области социальной медицины, а также специалисты ряда научных институтов НАНУ из числа тесно сотрудничающих с представителями практической и научной медицины.
Хочется, чтобы все мы понимали: в отношении отечественной медицинской науки главное сегодня — сохранение кадрового потенциала с активным пополнением его молодыми исследователями, приумножение накопленного опыта и традиций. А также проведение необходимых преобразований без вмешательства несведущих в организации науки государственных чиновников и различных псевдодоброжелателей.
Президент НАМН Украины В. Цымбалюк на одном из последних заседаний президиума напомнил слова физика Пьера Кюри о том, что страна, не развивающая собственную науку, неминуемо становится колонией. Виталий Иванович продолжил эту мысль: «Я не могу исключать, что кто-то поставил себе цель сделать Украину колонией. Но мы это сделать не позволим, будем бороться до последнего».
Борис Евгеньевич Патон особо акцентирует внимание на том, что следует оценить и максимально использовать положительный отечественный опыт. Нельзя начинать все разрушать и каждый раз начинать с чистого листа. И мы совершенно с ним солидарны. Между тем в последние годы доминирует критическое отношение к прошлому. Отсюда — игнорирование опыта старшего поколения, забвение деятельности тех, кто созидал медицину (и не только ее) до нас. Отсюда и глубоко ошибочное стремление разрушить все созданное ранее.
И в завершение: любая реформа в социальной сфере, особенно такой, как здравоохранение, требует взвешенного, продуманного и профессионального подхода, строгих научных обоснований. Запускать реформу, игнорируя мнение научной среды, без конкретных комплексных научных разработок — значит, работать не на созидание, а на разрушение государства. Хочется надеяться, что власть не допустит этой ошибки и услышит голос науки.
- Газета 2000, №40 (924)
- Ісак Трахтенберг, академік НАМН України, член-кор. НАН України професор, доктор медичних наук
- Ігор Тарабан, доктор медичних наук, професор
- 02.10.2019 р.
- https://www.2000.ua/v-nomere/aspekty/nauka/sut-medreformy–ubit-nauku.htm